Домой Бизнес Зе тендер. На $ 100 млн от УЗ претендуют КВСЗ и польская PESA.

Зе тендер. На $ 100 млн от УЗ претендуют КВСЗ и польская PESA.

0

Поезда, на которых ездят украинцы, изношенные более чем на 90%, более половины из них – старше независимую Украину. Обновить вагоны и локомотивы Укрзализныци обещают годами.

Прошлого марта президент Зеленский заставил профильного министра Владислава Криклия пообещать государственный заказ на закупку 90 новых вагонов и трех дизель-поездов.

В 2021 году впервые в истории деньги на это заложили в госбюджет. В феврале УЗ объявила тендер.

События последних дней ставят под сомнение, что украинцы смогут увидеть новые пассажирские вагоны даже до конца 2021 года. LIGA.net разбиралась, почему.

Как Зеленский заставил Криклия вагоны купить

В начале марта 2020 президент фактически заставил министра инфраструктуры Владислава Криклия пообещать Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) государственный заказ для Укрзализныци.

Для публичного обещания президент даже вызвал Криклия в Полтавскую область.

“Господин министр, я хотел бы, чтобы мы просто сказали, что действительно закажем три дизель-поезда и 100 пассажирских вагонов. Не до 100, а чтобы мы конкретно сказали – 100”, – настоял тогда Зеленский.

Криклий предложил 80, сославшись на ограниченные финансы Укрзализныци, в конце концов Зеленский согласился на 90.

Заказать дизели и вагоны в КВСЗ Укрзализныця было уже в 2020 году, по словам министра Криклия, это было прописано в финансовом плане АО, однако по разным причинам, прежде всего финансовых, – не получилось.

В конце концов в Кабмине перенесли эти планы на 2021. К тому же впервые в истории украинской независимости сделать это было не по средства Укрзализныци, а за деньги налогоплательщиков: на закупку в госбюджет обещали заложить 3300000000 грн.

Тендер пошел не по плану

22 февраля в ходе форума “Украина 30” Зеленский хвастался тем, что Крюковский вагоностроительный завод уже получил государственный заказ и производит новые пассажирские вагоны.

Однако тендер на закупку объявили только через три дня после заявления Зеленского. К тому же, КВСЗ пока не выиграл тендер. И, судя по словам топкеривництва УЗ во время форума вагонов будет не 100, не 90, как хотел Зеленский, а 85.

“Финансирование целом было сокращено: в предыдущем проект была одна сумма – в конце концов депутаты ее сократили, соответственно пропорционально уменьшилось количество вагонов”, – пояснил тогда в интервью LIGA.net руководитель филиала “Пассажирская компания” “Укрзализныци” Александр Перцовский.

Читайте также: Еще 10 Hyundai 40 электричек и три часа из Киева во Львов. Реально? Интервью с топом УЗ 9 (укр.)

Купить, общей стоимостью 3044000000 грн, объявили на закупку 100 вагонов купе. Однако, как уточнил Перцовский, “ожидаемый объем закупки составляет около 84-85 пассажирских вагонов различных типов, преимущественно купейных”.

В утвержденном Кабмином 31 марта финплане Укрзализныци речь идет уже о закупке 80 новых пассажирских вагонов.

И в конце марта произошло событие, которое поставило под сомнение, удастся Укрзализныци закупить в этом году даже такое количество вагонов.

Жалоба на закупку

Срок подачи заявок на тендер УЗ был рассчитан до конца марта. Аукцион назначен на 5 мая.

Согласно планам УЗ, производитель должен успеть подать компании новые вагоны до конца года.

За день до окончания срока обжалования тендера – 26 марта – киевская компания “Терминал-Запад” подала жалобу в Антимонопольный комитет на условия его проведения.

Главная претензия Укрзализныця добавила тендерной документации “искусственные фильтры”, которые ограничивают количество потенциальных участников и специально прописаны для закупки вагонов 61-779 (серии модификации 2018), которые производит именно Крюковский вагоностроительный завод.

Другим потенциальным участникам тендера, считает компания, потребуется больше года на конструкторскую разработку, сертификацию, стандартизацию и производство вагонов хотя бы на уровне минимального лота (12 вагонов).

Кроме того, в тендере не могут участвовать иностранные производители, жалуются в Терминал-Запад. А киевская фирма позиционирует себя как официальный дистрибьютор польской вагоностроительной компании PESA.

Также жалобщик добавил письмо от швейцарской компании Stadler к народному депутату Александру Сухова. В нем швейцарская компания сообщает, что не будет участвовать в закупке УЗ, ведь заявленные технические характеристики вагона устаревшие – швейцарцы же разрабатывать спальные вагоны старого типа не планируют.

Согласно данным Минюста, Терминал-Запад с уставным капиталом 10 000 грн специализируется на производстве готовой пищи и блюд, почтовой и курьерской деятельности, услугах мобильного питания, грузовых перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом. К этому фирма не осуществляла внешнеэкономической деятельности и не принимала участия в тендерах Prozorro.

Польский Pesa опровергла какую-либо связь с Терминал-Запад в комментарии изданию Mintrans.

Однако 31 марта Антимонопольный комитет взял жалобу компании во внимание: рассмотреть ее АМКУ планирует 8 апреля.

Что это значит?

Если АМКУ решит, что УЗ должна исправить условия тендера, процесс, согласно процедуре, может растянуться еще на 30 дней, то есть провести тендер смогут не раньше июня.

“Мы это расцениваем скорее как попытку затянуть тендер”, – сообщил руководитель пассажирского направления УЗ Перцовский в комментарии LIGA.net.

Александр Сухов – нардеп из депутатской группы “Доверие”, чья фамилия упоминается в жалобе, в комментарии LIGA.net объяснил свой интерес к закупов УЗ. Когда Совет в декабре голосовала за обновление вагонов за средства из бюджета, то принципиальным было, чтобы покупали современное оборудование, говорит Сухов.

“А сейчас нам как предлагают закупить старые Nokia по ценам iPhone”, – возмущается он.

Сухов является членом Комитета по вопросам транспорта и инфраструктуры, а также входит в временной следственной комиссии (ВСК) по проверке деятельности Укрзализныци. Он утверждает, что УЗ собирается приобрести в КВСЗ модель вагона, разработанную в 2006 году:

“Только в 2017 году ее предлагали приобрести по 23 млн, а теперь – за более 30 млн”.

Лучшим вариантом использовать средства, по мнению Сухова, был бы лизинг вагонов: “УЗ нужно около 500 новых вагонов. За $ 100 млн (сумма тендера. – Ред.) Можно было не покупать 100, а внести аванс на лизинг всех 500 у того же Stadler или иных производителей “.

Успеть до конца года

Зато реальной альтернативы КВСЗ для Укрзализныци среди других производителей нет, говорит Виктор Довгань, советник делегации ЕС в Украине, ексзаступник министра инфраструктуры по вопросам евроинтеграции.

Что об этом говорят в самом Крюковском заводе? Варианта со сдачей вагонов в лизинг на КВСЗ даже не рассматривать, сообщил совладелец и президент завода Владимир Приходько.

“Вы делаете продукцию, тратите деньги – и вместо того, чтобы вернуть их завтра, вернете через 10 лет. Какой смысл?”, – говорит Приходько.

Комментировать ситуацию, которая сложилась с тендером, многолетний глава КВСЗ отказался. В недавнем интервью Mintrans он жаловался, что тендер предусматривает очень короткие сроки – сдать вагоны завод имел УЗ до конца года. Учитывая, что детали для вагонов нужно закупить за рубежом, могут не успеть, объяснял Приходько.

Затягивание с проведением аукциона из-за жалоб в АМКУ, делает риск, что бюджетные средства на закупку вагонов используют в этом году, еще выше.

К тому же 29 марта Кабмин несколько усложнил жизнь КВСЗ: расширил перечень товаров, которые запрещено ввозить из России. К ним относятся железнодорожные оси и колеса.

Крюковский завод в течение 2020 года и начале 2021 закупил из России 2630 пар колес и 1500 осей. Приходько в феврале объяснял LIGA.net такое решение дефицитом и высокими ценами на компоненты в Украине.

“Или ты соберешь вагон, купив в иностранной фирмы комплектацию, либо – не соберешь. В январе появился новый поставщик на эту продукцию, и она оказалась значительно дешевле, чем украинский”, – заявил тогда Приходько.

И тем Приходько надеется, что тендер состоится: “Если вагоны наконец закажут, сделаю все, чтобы за них не было стыдно”, – говорит он.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here