Домой Бизнес Общины им ни по чем. Почему коммунальные предприятия в Украине

Общины им ни по чем. Почему коммунальные предприятия в Украине

0

Изношенная техника, недовольные работники с низкими зарплатами и ежегодные бюджетные вливания – именно так выглядит извне большинство коммунальных предприятий Украины. Действительно все так плохо? Каждый из нас может это проверить, перейдя на сайт своей городского совета.

Но не все города радушно делятся информацией о деятельности своих коммунальных предприятий. В отдельных городах для того, чтобы ее узнать, надо сделать пару кликов мышкой, а в других коммунальные предприятия – это отдельные княжества, недоступные простым смертным.

Недавно Transparency International Украина обнародовала рейтинги прозрачности 100 крупнейших городов Украины и подотчетности 50 городов Украины 2020 года. Это отличный инструмент, чтобы понять, насколько ваша местная власть открыта к жителям и бизнеса в 14 сферах городской жизни.

Одним из важнейших (и близких для жителей) аспектов деятельности городского совета является управление коммунальными предприятиями: водоканалами, кладбищами, Зеленстрой и другими КП, а с недавних пор еще и больницами. Для жителей важно получать от таких предприятий качественные и недорогие услуги для бизнеса – не иметь лишних конкурентов в их лице, а для городских советов – качественно управлять и уменьшать риски коррупции.

Рейтинг Transparency International показал, что сфера коммунальных предприятий в Украине – одна из самых прозрачных и подотчетных: на четвертом месте с конца. (См. График ниже). В ней все города есть что скрывать. С 12-ти возможных баллов в этой сфере, больше получил Владимир-Волынский – девять баллов. Киев, например, на восьмом месте с 7,9 баллами.

Также в украинских городах критически низкий уровень подотчетности коммунальных предприятий общине: максимум шесть баллов из возможных 14-ти набрали три города: Черкассы, Белая Церковь и Дрогобыч, остальные – еще меньше: у Киева и Харькова по четыре балла, в Одессы и Львова по два , у Днепра – ноль.

При этом владельцами этих предприятий являются общины, а не чиновники.

Что может сделать каждый из нас, чтобы проверить, качественно город управляет нашими коммунальными предприятиями? Какие инструменты предоставляют городские управленцы, чтобы облегчить нам эту задачу?

Посмотреть перечень коммунальных предприятий на сайте городского совета

Иногда уже на этом этапе нас ждет много удивительных открытий. Кроме привычных нам коммунальных монополий, город может иметь в собственности бане, аптеки, кафе. Но мы уже не в Советском Союзе, спросите вы? Действительно, многие услуги успешно предоставляет бизнес на конкурентном рынке.

Городские власти могут не прекращать деятельность таких КП по разным причинам: желание понравиться избирателям, установив нерыночной цену на услуги; сдача в аренду имущества частному предпринимателю; или просто “чтобы было” – потому что вдруг частный бизнес уйдет из города и некому будет предоставлять услуги жителям. Конечно, это не оправдание (кроме случаев, когда это естественная монополия – водопровод, теплотрасса или трамвай). Город не имеет управлять компаниями, зато имеет развивать конкуренцию на всех возможных рынках. Об этом можно прочитать в отдельном исследовании.

Отдельные города пошли еще дальше и владеют пакетами акций акционерных обществ. Например, Ивано-Франковск управляет 100% акций локомотиворемонтного завода. Эту информацию можно найти в открытых источниках, но не на сайте владельца – городского совета. При этом директор завода Руслан Терешко – депутат этой же городского совета.

Некоторые города вообще не публикуют полных перечней собственных предприятий у себя на сайте. По данным рейтинга Transparency International, это восемь городов, в том числе Шостка, Бровары, Бердянск.

Возникает логичный вопрос – как управлять тем, чего даже не учитываем? Только 48 городов с 100-проанализированных в рейтинге публикует список и все контакты собственных коммунальных предприятий. Например, очень качественно это сделано в хмельницком.

Изучать и сравнивать финансовую отчетность коммунальных предприятий

Коммунальные предприятия, в отличие от учреждений, имеющих целью получение прибыли, даже если они выполняют важную общественную функцию, они должны это делать эффективно. Изучив финансовую отчетность, можно сравнить финансовые показатели каждого коммунального предприятия вашего города с аналогичным коммунальным или частным предприятием иншго города. Например, сравнить Сумской коммунальный и Белоцерковский концессионный водоканалы и увидеть, что с одинаковым доходом и количеством работников в 2017-2019 годах доходность первого составляла -2%, а второго – 9%.

И хотя все компании обязаны отчитываться о финансовом состоянии, совокупный доход, уставный капитал и движение денежных средств (всего четыре формы отчетности, кроме малых предприятий), в некоторых местах ее вообще не публикуют. Или же публикуют только отчет о выполнении финансового плана, который обычно “на бумаге” выполняется почти идеально. Согласно рейтингу, только в 22 городах вы найдете всю или большинство финансовой отчетности.

Если вы аналитик, удобнее вам работать с финансовыми показателями коммунальных предприятий Херсона. На портале открытых данных все финансовые результаты КП этого города собраны в единую удобную таблицу.

Конечно, наиболее качественно финансовую отчетность предприятия может оценить внешний аудитор. Только 40 городов из 100 проанализированных по крайней мере раз заказывали независимый аудит консолидированной финансовой отчетности для коммунального предприятия за последние четыре года. Такой аудит имеет смысл проводить на крупных предприятиях. Обычно это является требованием кредиторов – ЕБРР, ЕИБ, Всемирного Банка и др.

Узнать, как КП тратят бюджетные средства

Здесь на помощь придет Единственный вебпортал использования публичных средств. На нем можно посмотреть, за что именно и кому заплатили распорядители.

Из 100 проанализированных городов все КП зарегистрированы на портале в 29, а регулярно обновляют информацию только пять. Это признак того, что средства могут расходоваться непрозрачно и неэффективно.

Познакомиться с деятельностью директоров коммунальных предприятий

Директора коммунальных предприятий обычно назначаются мэром по контракту. Они должны быть профессионалами и получать достойную зарплату, но в то же время быть подотчетными местным депутатам и обществу. Лишь 42 города 100 в рейтинге обнародуют биографии руководителей всех или большинства коммунальных предприятий, из которых жители могут оценить “профпригодность” директоров. И только 34 города раскрывают, сколько получают директора, и как формируется их вознаграждение.

Ежегодно директора – менеджеры, которых наняли – должны отчитываться перед собственниками – городскими советами и жителями – о работе за год. По крайней мере, в идеальном мире. В украинских же городах директора КП отчитываются письменно только в 40-ка из 100 городов, а публично перед горсоветом и общиной – не отчитываются в одном. В таких отчетах можно узнать детали и нюансы, которых не заметишь в финансовой отчетности. Например, что КП начало деятельность на определенном конкурентном рынке, что может угрожать частному бизнесу.

Также хорошей практикой является формировать четкие ключевые показатели эффективности предприятия, за которые и должен отчитываться руководитель. В Украине с этим беда – ни из проанализированных городов таких показателей не формулирует.

Быть в курсе изменения тарифов

Коммунальные предприятия не только принадлежат общине. Важнейшие из них обеспечивают нас жизненно важными услугами – водой, теплом, вывозом мусора и тому подобное. На такие услуги тарифы устанавливаются фиксировано. Поэтому нам как потребителям важно знать, с чего именно те тарифы складываются, и как часто они меняются. На сайтах только 13-ти городов тарифы публикуются крайней мере для большинства предприятий. Об изменении тарифов на услуги сообщают 17 городов. И только два города – Черкассы и Дрогобыч – обнародуют экономическое обоснование или проводят открытые слушания по тарифам.

Добиваться освобождения коммунальных предприятий от политического влияния

Местным властям удобно иметь “ручных” руководителей коммунальных предприятий (а лучше – исполняющих обязанностей). Поэтому директора обычно не имеют достаточно мотивации внедрять важные, хотя и временно болезненные решения, зато их “стимулируют” выполнять задачи, политически выгодные мэру или правящей фракции в горсовете. Чтобы коммунальные предприятия вели свою хозяйственную деятельность наиболее эффективно, нужно принять важные управленческие решения:

– Выбирать директоров на открытом конкурсе. Такие конкурсы проходят только в восьми из 100 городов. Мэры неохотно отдают право избирать руководителя конкурсной комиссии. Интересно, что в больницах, превращенных в коммунальные предприятия недавно, такие конкурсы уже проводят повсеместно по требованию закона – и “никто не умер”.

– Создать наблюдательные советы на предприятии. Сразу скажу: это не должно быть аналог наблюдательного совета Укрзализныци с миллионными выплатами и не совсем прозрачной деятельностью. Наблюдательный совет КП – это инструмент для того, чтобы к управлению пришли признанные профессионалы в области, которые смогут усилить предприятие.

Наблюдательный совет должен стать “буфером” между властью и руководителем: власть должна ставить общие цели, наблюдательный совет их конкретизировать, а директор эффективно проводить операционную деятельность. При этом в наблюдательных советах обязательно должны быть представители города как собственника.

Изучать лучшие практики и требовать их внедрение в своем городе

Всем проанализированным в рейтингах от Transparency International Украина городам, есть куда расти в сфере прозрачности, а в сфере подотчетности – и подавно.

Времена, когда все равнялись на столицу, давно прошли. Теперь с лучшими практиками управления и отчетности коммунальными предприятиями стоит ехать не только в Киев, но и в небольших городов. Например, в Мариуполь – города-победителя обоих рейтингов; Херсона – где отчетность всех коммунальных предприятий собрана в удобном виде; Дрогобыча – где жителям объясняют причины изменения тарифов на коммунальные услуги.

Города – не бизнесмены, но все же управляют собственными коммунальными предприятиями. Местным властям необходимо сохранять контроль над финансовым состоянием КП, обеспечивать эффективное управление ими и не оказывать излишнего политического давления на руководителей. Это непростая задача, особенно когда предприятий несколько десятков.

Рейтинги прозрачности и подотчетности демонстрируют, насколько власть готова обнародовать информацию, в том числе о коммунальных предприятиях (прозрачность) и отвечать на все, даже неудобные, вопрос от общества (подотчетность). Высокие баллы в них делают деятельность городской власти более понятной, что увеличивает доверие к ней со стороны граждан.

Статьи, публикуемые в разделе “Мнения”, отражают точку зрения автора и могут НЕ совпадать с позицией редакции LIGA.net

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here