Домой Бизнес Как “подорвать” Украину? Просто. Посмотрите на кейс Кабмин с

Как “подорвать” Украину? Просто. Посмотрите на кейс Кабмин с

0

Освобождение Андрея Коболева с должности генерального директора НАК Нафтогаз Украины – не просто очередная ссора в Киеве. Чтобы все-таки устранить Коболева с должности, премьер-министр Украины Денис Шмыгаль на два дня приостановил работу наблюдательного совета Нафтогаза. Делая это, он грубо проехался по реформе корпоративного управления Нафтогаза и обязательствах, которые Киев взял на себя перед международным сообществом.

Последствия такого решения намного хуже, чем просто грубое нарушение правил корпоративного управления. Своими действиями Шмыгаль дал старт шлейфа событий, которые, вероятно, могут сильно навредить Нафтогаза. Эти события могут подорвать статус госкомпании как крупнейшего налогоплательщика в бюджет страны, одновременно угрожая Украины дефицитом газа, ростом энергетической незащищенности и цен на голубое топливо.

Читайте также

После евромайдан в 2013-2014 годах, правительства Украины последовательно обязывались выполнять стандарты ЕС по реформе корпоративного управления государственных предприятий. Так в крупнейших госкомпаниях были созданы независимые наблюдательные советы, деятельность которых защищена законом.

Наличие независимой наблюдательного совета и официальные правила корпоративного управления помогли руководству Нафтогаза трансформировать деятельность компании. Нафтогаз перешел путь от убыточности к обеспечению 13% годовых доходов государства. В секторе было преодолена коррупция и привлечено инвестиций. Украина полностью разделила свой газовый сектор, делая этим рынок прозрачным и конкурентным.

Проведенные реформы позволили Украине заговорить о себе, как о надежном игрока газового транзитного рынка, и заверить бенефициаров в том, что газ можно безопасно транспортировать и хранить в Украине. Это позволило Киеву эффективно реагировать на российские заявления об украинской “ненадежность”, указывая на соответствие газового сектора нормам ЕС по либерализации и корпоративного управления, чем никак не могла похвастаться Россия.

Но пока злоупотребления Кабмином полномочиями с целью устранения Коболева, грозит перечеркнуть все наработки компании за семь последних лет. Уже отменено выпуск еврооблигаций. Реализация недавней соглашение о разведке Черного моря также под вопросом, вряд ли такие события понравятся западным инвесторам.

А использование иностранными фирмами украинских хранилищ (один из последних успехов Нафтогаза), вероятно, также разобьется о скалы украинских властных реалий. Существует реальная опасность того, что разрушая реформу корпоративного управления, украинская власть серьезно навредит работе Нафтогаза и компания не будет в состоянии приносить доход в бюджет Украины.

Читайте также

Кроме того, последние события поставили Нафтогаз на грань кадрового коллапса. Наблюдательный совет ответила на двухдневное приостановлении своей работы массовой отставкой (за исключением одного члена, назначенного правительством). Как сообщается, представители исполнительного совета также готовятся к подобной массовой отставки вместе со многими высокопрофессиональными работниками, которые были набраны в компании за последние семь лет.

Украинские власти могут пытаться устранить проблему, аргументируя, что найти работников – не проблема. Но найти высококвалифицированных работников, в которых будут соответствующие технические и профессиональные навыки, необходимые для управления большой энергетической компанией, – это очень сложная задача. А тем более в компании, в которой было дискредитировано саму суть корпоративного управления.

Кроме того, одна якобы основная причина решение об увольнении Коболева, а именно – желание Кабмина свободно распоряжаться $ 2 млрд, которые на счетах Нафтогаза может вызвать дальнейшее углубление проблем для Украины. Эти деньги были в резерве: частично для развития производства для повышения долгосрочной энергетической безопасности Украины, но также для того, чтобы Нафтогаз мог приобрести больше газа на следующую зиму. Если эти средства будут изъяты правительством со счетов компании, как же Нафтогаз сделает невозможным отсутствие дефицита газа (и повышение цен) следующей зимы?

Но эти проблемы могут оказаться не из худших. Премьер-министр Шмыгаль передал Москве ценный аргумент в продолжающейся споре по “Северному потоку-2”. Москва теперь может более достоверно утверждать, что Украина является ненадежной транзитной страной. Если Украина не соблюдает правила ЕС, тогда единственным безопасным транзитным вариантом для Европы является завершение строительства Северного потока-2. Также, действия украинской власти облегчают Германии противодействие санкциям и сделали завершения проекта газопровода значительно более вероятным.

Что еще хуже, новый генеральный директор Нафтогаза Юрий Витренко, как сообщается, хочет занять более жесткую позицию против Газпрома. Такая тактика может иметь негативные последствия, подорвав действующий транзитный контракт. Вторник выступает за принуждение Газпрома перенести пункты транспортировки газа в российско-украинской границы и позволить пропускать на украинский рынок газ из других стран (включая центральноазиатский).

Читайте также

Проблема плана Витренко заключается в том, что он, вероятно, нарушает соглашения, заключенные Нафтогазом и Газпромом в декабре 2019 года. Существует нетривиальная опасность, что любая такая попытка изменить точки пересадки предоставит Газпрома основание расторгнуть действующий транзитный контракт. Как результат – Украина избавится миллиардов долларов транзитных сборов в бюджет, и очасно получит подрыв энергетической безопасности страны.

Соглашение о транзите газа между Нафтогазом и Газпромом в декабря 2019 года было подкреплено обязательством Украины полностью разделить Нафтогаз: транспортировка природного газа от его добычи и поставки. Но пока Украина пыталась решить этот вопрос, Газпром использовал все возможности, чтобы обвинить Нафтогаз в невыполнении соглашения. Но 1 января 2020 Украина полностью отделила Нафтогаз и создала Оператора газотранспортной системы Украины (ОГТС) для управления газотранспортной сетью страны. Руководители Укртрансгаза и магистральных газопроводов Украины (МГУ) подписали акт приема-передачи, после чего Оператор газотранспортной системы Украины перешел во владение МГУ. А частью процесса отделения было создание наблюдательного совета ОГТС.

К сожалению, украинское правительство и здесь продемонстрировал свою холодность по отношению к корпоративному управлению в МГУ. В июне 2020 председатель МГУ Вальтер Больтц, топ-специалист по энергетике и один из основателей современной европейской либерализации энергетики, был очень быстро уволен. Срок полномочий всех членов наблюдательного совета истекает в конце мая, поскольку не существует ни одного процесса их подтверждения или замены. Такой ход событий вновь грозит транзитной сделке, потенциально давая повод Газпрома ее разорвать.

Добавляя к этим проблемам, непонятно, сможет ли новый генеральный директор Нафтогаза самом деле занимать эту должность. Статья 26 Закона Украины “О предотвращении коррупции” запрещает назначать на исполнительную должность любого, кто раньше регулировал работу госкомпании.

Читайте также

Юрий Витренко исполнял обязанности министра энергетики до того момента, когда Кабинет министров проголосовал за приостановление работы Наблюдательного совета Нафтогаза и освобождения Коболева. Правительство назначило Витренко генеральным директором компании на том же заседании, в ходе которого он уже писал заявление о назначении, утверждает источник в Кабмине. Казалось бы, это явное нарушение антикоррупционного законодательства Украины.

Независимо от профессиональной квалификации Витренко, существует вероятность, что энергетические компании и инвесторы не захотят сотрудничать с Нафтогазом, ведь вторая часть статьи 26 Закона “О предупреждении коррупции» предусматривает признание недействительными всех действий, которые принимаются лицами с конфликтом интересов по статье 26. Если существует вероятность того, что соглашения впоследствии будут отменены украинскими судами или другими судами, вряд ли компании охотно сотрудничать с Нафтогазом. Кроме того, страхование политической ответственности должен стать намного дороже, если оно вообще остается доступным.

Как итог – прекращение работы наблюдательного совета Нафтогаза и освобождения Андрея Коболева может подорвать энергетическую безопасность Украины. Кажется, правительство “успешно” инициировал ряд событий, цель которых – снова сделать Нафтогаз зависимой от власти компанией и использовать ее как финансового донора.

Кроме того, такие решения правительства шныряли могут привести к дефициту газа и повышение цен, потери транзитных доходов и большей зависимости от российского газа. Сейчас трудно понять, как такие решения могут служить стратегическим интересам Украины.

Колонка написана в соавторстве с Сури Джаянти, экспертом по вопросам международной энергетической политики

Переведено и перепубликовано с разрешения Atlantic Council. оригинал

Статьи, публикуемые в разделе “Мнения”, отражают точку зрения автора и могут НЕ совпадать с позицией редакции LIGA.net

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here