Домой Бизнес Зеленский против АЗС. Зачем Кабмин ВВЕЛ госрегулирование цен на

Зеленский против АЗС. Зачем Кабмин ВВЕЛ госрегулирование цен на

0

14 мая на фоне роста цен на украинских АЗС Кабинет министров ограничили торговую надбавку на бензин и дизель в Украине на период карантина. Так, правительство Фактически решил обуздать рост цен на топливо в стране вот уже пятый месяц подряд. Чем вызван такая экстраординарная мера и как она может повлиять на работу рынка – в разбор LIGA.net.

Сделка с последствиями

Идея ввести регулирование цен на бензин и дизель витала на Печерских холмах уже несколько недель. По словам топ-менеджера одной из крупных АЗС, Кабинет министров рассматривал эту возможность еще до майских праздников из-за рост цен на топливо. Правда, повышение в Украине было лишь следствием роста цен на нефть в мире.

“Тему регулирования цен мы обсуждали с министром Игорем Петрашко еще до майских. Но тогда нам удалось доказать, что это не очень хорошая идея и мы заключили неформальную сделку: крупные АЗС не поднимают в течение апреля цены бензин и дизель выше 30 грн за литр, а власть – борется с нелегалами “, – рассказал собеседник LIGA.net.

Читайте также: Бензин ниже 30 грн за литр и чистка нелегалов. О чем договорились Кабмин и АЗС. условия

Компромисс продлился недолго. по данным директора консалтинговой группы А-95 Сергея Куюна, неформальная сделка, несмотря на благие намерения завершилась как и договаривались – 1 мая. После этой даты крупные АЗС решили НЕ удерживать цены на стелах по одной важной причине – низких результатах борьбы властей с теневым рынком. А курсовая главы ГФС Вадима Мельника о остановке с начала 2021 года 240 незаконных АЗС, аресте нелегально произведенного горючего на 1100000000 грн и остановке 10 подпольных мини-НПЗ – не что иное, как “показуха”.

“Опрос региональных трейдеров, данные таможни и замеры общественных организацией показывают, что все как работало, так и работает”, – Отметил Куюн в статье для издания Левый берег, напомнив, что в 2020-м бюджет недополучил из-за нелегальных схем на рынке около 20 млрд грн.

Читайте также: Бой с тенью на 20 млрд грн. Зеленский начал новую войну с нелегальнымы АЗС. Кто победит?

Кабмин НЕ задержался с ответом. 11 мая правительство Опубликовал постановление №450, Обязав АЗС предупреждать Госпродпотребслужбу в планах повысить цены на топливо более чем на 1% за 20 дней.

Сети так и сделали. Результат Минэкономики НЕ понравился.

По словам собеседника LIGA.net в одной из крупных АЗС страны, установил декларирование цен на бензин и дизель заправки “попросту заспамилы Госпродпотребслужбу” предупреждения. В итого, уже с 1 по 14 мая, по данным А-95, один литр бензинов подорожал в среднем до 28,2-29,2 грн за литр. Это ниже цифры из меморандума, но такой ценник был далеко не у всех.

Премиум-сети WOG, OKKO, Shell поставили ценник выше 30 грн за литр. Чтобы избежать большего повышения, Кабмин, по предложению министра экономики Петрашко, пошел на более радикальный шаг, ограничивать надбавку на бензин и дизель на АЗС на период карантина. Хотя роль министра была номинальной, уверяют собеседники LIGA.net.

“Петрашко в этой истории принял лишь Формальное участие. Главный инициатор этого решения – Офис президента. Петрашко – лишь исполнитель”, – рассказали LIGA.net топ-менеджеры сети АЗС и нефтегазовой ассоциации.

историческое решение

Регулирование цен на бензин и дизель можно считать историческим решением. По словам Куюна, до сегодняшнего дня Кабмин еще никогда в истории НЕ регулировал цены на топливо.

Соответствующие нормы содержаться в постановлении № 474 от 14 мая. Документ, в частности, обязывает НАК Нафтогаз Украины ежедекадно, начиная с 15 мая, рассчитывать средние цены на бензины и дизель. Публиковать их будут на сайте Минэкономики.

За основу будут взяты европейские котировки, учтены акциз и НДС, а также добавлена ​​валовая наценка в размере 5 грн для бензина и 7 грн – для дизтоплива. В результате, по подсчету enkorr, В мае средняя стоимость одного литра бензина А-95 составит 30,2 грн, а дизельного топлива – 27,9 грн.

Какой эффект окажет решение Кабмин на потребителя? по мнение главы комитета верховной рады по финансам и налогам и таможенное политики Данила Гетманцева, Эта инициатива “дозволит предотвратить необоснованны рост цен на топливо в розничных сетях”.

Его мнение разделяют не все. по Подсчет группы А-95, если бы формула Кабмин работала еще в январе-апреле 2021 года, то средняя цена, определенная рынком, была на 1 грн за литр дешевле. Исключение – то же OKKO, WOG, Socar и Shell, где цены, если не учитывать скидки и акции, были бы выше “кабминовской цены” на 0,6-2,4 грн за литр.

критика рынка

Ожидайте решение Кабмин раскритиковал все профильные ассоциации – Нефтегазовая ассоциация Украины (НАУ) и Европейская бизнес-ассоциация (EBA). В EBA отметили, что инициатива Кабмин противоречит соглашению о ассоциации между Украиной и ЕС и нарушает правила конкуренции.

“Ручное регулирование цен может уничтожить механизмы формирования цен, Которые использовал прозрачный бизнес годами, и создать кризис с непрогнозируемым обеспечения нефтепродуктов для потребителей и остановку работы прозрачных автозаправочных станций”, – говорится в заявление бизнес-ассоциации.

Такого же мнения в НАУ, группе А-95 и в Министерство энергетики. Еще 26 марта замминистра энергетики Максим Немчинов говорил агентству Интерфакс-Украина, что госрегулирование цен на бензин может спровоцировать рост “тени” на рынке, повышение цен и переход на талонную систему.

Как результат, недопоступления в госбюджет в 2021 году могут вырасти до 22 млрд грн, подсчитал в “А-95”.

Чтобы этого избежать и не допустит в будущем роста цен на топливо НАУ рекомендует Кабмин отменить госрегулирование цен и внедрить гибкий или двухуровневый подход к акцизному налогу, установил разные ставки акциза при цене на нефть на мировом рынке $ 50 и $ 50 + за один баррель.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here