Домой Бизнес Бюро экономической безопасности. Власть говорит, что это НЕ

Бюро экономической безопасности. Власть говорит, что это НЕ

0

12 мая, Кабинет министров принял постановление о создании Бюро экономической безопасности (БЭБ). До этого в конце февраля стало известно, что президент Владимир Зеленский таки подписал Закон №1150-IX “О Бюро экономической безопасности Украины”, Который Верховная Рада приняла 28 января.

Самое главное, что предусматривает этот закон – ликвидацию Государственной фискальной службы Украины (ДФС). Вместо этого – имеет создаться БЭБ, которое должно начать свою работу не позднее шести месяцев со дня вступления в силу закона. Итак, есть высокая вероятность, что новый орган реально заработает не позднее октября текущего года.

На сайте президента указано, что основной функцией БЭБ будет аналитическая работа, а не силовые полномочия. Но это так? Давайте выясним.

БЭБ – это налоговая милиция с новым названием?

Не совсем.

Во-первых, БЭБ будет обособленным органом, который не входит в структуру налоговых и таможенных органов.

Читайте также

Во-вторых, закон о БЭБ содержит ряд положений, характеризующих его шире, чем просто орган досудебного расследования. Его деятельность будет включать информационно-аналитические функции, к примеру, связанные с оценкой рисков, угроз экономической безопасности, а также степени ее уязвимости и уровня негативного воздействия на нее.

Для этого создаваться аналитические продукты, базы данных и существовать должности аналитиков.

Однако делать акцент на аналитической работе БЭБ, следуя в этом представителей власти, не стоит. Его ключевая функция – расследование экономических преступлений.

В-третьих, подследственность налоговой милиции значительно уже и сводилась, в основном, только к налоговым правонарушениям. Пока нет четкого понимания, какой будет подследственность БЭБ, но к ней планируют включить гораздо больше преступлений в сфере экономики.

Будет БЭБ эффективнее налоговую милицию

После внесения изменений в Налоговый кодекс в конце 2016 и до сих пор продолжаются дискуссии о полномочиях налоговой милиции. Несмотря на то, что правительство своими подзаконными актами пытался ее оживить, без внесения изменений в законодательство, которые бы четко регулировали статус и полномочия, деятельность ДФС продолжает быть дискуссионной.

Мне известно из практики, сами работники ДФС иногда пытаются официально не подписывать процессуальных документов, чтобы избежать в будущем вопросов с их полномочиями и полученных доказательств.

Читайте также

Успешность БЭБ будет зависеть от главы и команды. У экспертов пока есть претензии к процессу отбора. Также есть прогнозы, что значительное количество бывших работников налоговой милиции будет “переведена” в БЭБ, а затем, методы и подходы к работе не изменятся. Не последнюю роль играет финансирование, мотивация и техническое обеспечение.

Бизнес опасается очередного давления. Вероятный сценарий, по которому БЭБ захочет сразу показать “результативность” – путем регистрации значительного количества необоснованных уголовных производств.

Очевидно, что самая масштабная экономическая преступность является международной. А значит, открытым остается вопрос, сможет БЭБ наладить международное сотрудничество и получать доказательства из других юрисдикций.

Какие преступления будет расследовать БЭБ

Ожидается принятие дополнительного закона, который урегулирует этот вопрос. Также законодательством предусмотрено внесение изменений по экономическим преступлениям, которые будут расследовать БЭБ.

Например, предлагается новая статья о налогового мошенничества, которая будет касаться незаконного возмещения НДС. Также в парламенте активно продвигается криминализация контрабанды, которую тоже планируют включить в подследственности БЭБ. Обе инициативы справедливо критикуют.

Как будет происходить сбор доказательств в ходе расследований

Эффективность расследований БЭБ будет также зависеть от коммуникации с ГНС, ДМС, АМКУ, НБУ, Государственной службой финансового мониторинга, Центральным депозитарием ценных бумаг и другими. Именно эти структуры являются держателями основной экономической и финансовой информации, которым бизнес обязан отчитываться по многим вопросам. Если раньше налоговая милиция де-факто сидела в “соседнем кабинете” с налоговыми инспекторами, то БЭБ как отдельное орган должен будет наладить это взаимодействие.

По общему правилу, БЭБ иметь непосредственное и автоматизированный доступ к информационным и справочным системам, реестров и баз данных других органов. Также БЭБ будет использовать государственные средства связи и коммуникаций, сети специальной связи и другие технические средства. Однако порядок и механизм доступа будет определяться соответствующими межведомственными соглашениями, совместными приказами, что на практике может оказаться не таким и простым заданием.

Важно положениям закона, обязывающее другие органы, которым стало известно о возможном совершении экономического преступления, – передать необходимую информацию в БЭБ.

На этапе принятия закона велись дискуссии о беспрепятственного и прямого доступа со стороны БЭБ к банковской тайне (например, транзакций компаний) и систем Государственной службы финансового мониторинга. Однако, учитывая деликатность такой информации, предусмотрено, что такая информация получается с учетом специализированного законодательства (как предохранитель от злоупотреблений).

недостатки закона №1150-IX

Конечно, закон не идеален. Не совсем понятно, как к аналитической концепции нового органа вписываются специальные квази-воинские звания сотрудников, что, очевидно, является советским пережитком.

Также, к сожалению, не предусмотрено участие международных экспертов в составе комиссии по проведению конкурса на избрание директора БЭБ, участие которых для подобных должностей всегда имела положительный эффект. Положения закона о конфликте интересов работника БЭБ нечетко раскрывают понятие “близких лиц”.

Отдельным пунктом отчета о деятельности БЭБ закон выделяет количество оправдательных приговоров. То есть, закон уже намекает на то, что последние являются чем-то постыдным, а работники БЭБ имеют поступить все, чтобы этого не допустить. Как это происходит на практике – адвокатскому сословию хорошо известно, и привязка к подобным показателям не будет способствовать беспристрастности и всесторонности расследования.

БЭБ будет единственным органом по расследованию экономических преступлений

Законом вносятся изменения в полномочия СБУ, у которого якобы забирают “экономические преступления”, а БЭБ должно стать единственным органом досудебного расследования в этой сфере. Однако на практике, вероятно, будут отдельные случаи, когда указанной категории дел будут заниматься и другие.

“Комплексность” эпизода совершения одновременно нескольких связанных преступлений, квалифицируемых по различным статьям, позволяет “жонглировать” делом между подследственности разных органов, или одним органам досудебного расследования “залезать на территорию” других. Стоит только вспомнить, как СБУ использовала квалификацию “финансирование терроризма” для расследования любых дел, которые не отнесены к его компетенции.

Статьи, публикуемые в разделе “Мнения”, отражают точку зрения автора и могут НЕ совпадать с позицией редакции LIGA.net

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here