Домой Бизнес Эволюция экономиста Зеленского: от либертарианства к президентства

Эволюция экономиста Зеленского: от либертарианства к президентства

0

Отставка министра экономики, инфраструктуры и здравоохранения и государственное регулирование цен на бензин. Эти послания объединяет не только дата – 14 мая 2021 года. У них общий идеологический центр – кабинет президента Владимира Зеленского.

Год назад главным событием, в котором слова “экономика и Зеленский” оказались в одном предложении, стала утечка “пленки бывшего премьер-министра Алексея Гончарука” зимой 2020 года (запись неформальной встречи премьер-министра, Национального банка, Министерства финансов и Министерства экономики, на которой они обсуждали, как стимулировать экономический рост). Участники обсудили непонимание президентом экономического процесса”. Голова в песке” и “примитивное понимание экономики”.

Сейчас все участники той встречи потеряли свои позиции или утратили влияние, а Зеленский углубился в экономические вопросы. Через несколько недель после “слияния” правительство Гончарука ушло в отставку, а еще через несколько месяцев сменилось руководство Национального банка, а в новостных лентах замелькали сообщения о “великой стройке”, чистке кадров на государственных предприятиях, государственном регулировании цен и карантинной помощи бизнесу.

Экономическая политика Зеленского на втором году его президентства сильно отличается от его дебютного года. Если весной 2019 года, перед выборами в Раду, соратники Зеленского говорили, что Народно-общественная партия имеет либеральную идеологию и после победы инициировала некоторые реформы, подпадающие под это понятие: земельную, приватизацию и т.д., то теперь Украина, похоже, движется к собственной версии государственного капитализма.

В такой системе именно государство (ограниченный круг власти) оказывает решающее влияние не только на экономическую политику и бизнес-процессы.

Действительно ли это так? И действительно ли экономические взгляды Зеленского определяют экономические решения других ветвей власти?

Если нет, то кто?

Шесть шагов Зеленского к государственному капитализму

“Это первое правительство без коррупции на самом верху, но не воровать недостаточно. Это правительство новых лиц, но одних лиц недостаточно. Нам нужны новые мозги и новые сердца”, – так Зеленский объяснил свою отставку из кабинета Алексея Гончарука в Верховной Раде в начале марта 2020 года.

В то время пандемия коронавируса только что достигла Украины, поэтому радикальная смена правительства, которое проработало всего шесть месяцев, выглядела серьезным переломным моментом в президентстве Зеленского.

Новым сердцем” в понимании Зеленского был Денис Шмуэль, малоизвестный член кабинета Гончарука и бывший министр общин и территорий. В марте 2021 года исполнился первый год его пребывания на посту премьер-министра. Работа его правительства в корне отличается от экономической программы, разработанной Хончаруком.

Вкратце, “ключевые” решения второго правительства Зеленского можно свести к шести пунктам.

1. масштабная зачистка про-рыночных

Собеседники LIGA.net из окружения Зеленского объяснили увольнение Хочарука “плохими отзывами” бывшего премьер-министра: президент якобы опасался, что непонятные массам реформы повредят его имиджу среди избирателей.

После смены правительства внезапные увольнения стали отличительной чертой экономического блока правительства при Зеленском: Сергей Виланов и Максим Нефедов, руководители налогового и таможенного ведомств, глава Национального банка Яков Смолий (который сам ушел в отставку после жесткого разговора с президентом) быстро ушли в отставку, возникли скандалы.

Глава крупнейшей государственной компании “Нафтогаз” Андрей Коболев был уволен аналогичным образом и заменен исполняющим обязанности министра энергетики и несостоявшимся вице-премьером Юрием Витренко.

Последняя в череде экономических отставках произошла 14 мая. Министры экономики и инфраструктуры Игорь Петрашко и Владислав Криклий написали заявления. Обе инициативы были инициированы администрацией президента.

2. государственные компании снова становятся зависимыми

Продолжением кадровой темы является случай с государственными компаниями. В начале своего срока Зеленский обещал серьезные кадровые изменения в государственном секторе и критиковал иностранцев с высокими зарплатами в советах директоров государственных компаний.

Теперь своими действиями кабинет министров показал, что готов выполнить требования президента, несмотря на риск разрыва отношений с основными кредиторами МВФ (дела “Нафтогаза”, “Укргидроэнерго”, “Ощадбанка” и “Укроборонпрома”).

3: Большое строительство – десятки миллиардов в рейтингах

Кабинет министров создал специальный фонд Ковида в размере 60 млрд. гривен в ответ на пандемию коронавируса. Общий дефицит государственного бюджета увеличился в разы, достигнув 300 млрд. гривен в 2020 году и 240 млрд. гривен в 2021 году.

Государство стало одним из главных игроков в экономике: средства на пандемию были использованы для имиджевого проекта президента “Большая стройка”, правительство помогло с единовременными выплатами пенсионерам (и индексацией пенсий в 2021 году) и пострадавшим бизнесменам.

Денег не всегда хватало (иногда помогал Национальный банк, иногда везло с внешними условиями), а с главной задачей – закупкой вакцин – правительство не справилось: весну 2021 года Украина закончила с худшим показателем вакцинации в Европе, а контракты с поставщиками сопровождались скандалами с намеками на коррупцию.

4. Регулирование цен

Постковидная инфляция не понравилась руководителям страны.

Кабмин время от времени вмешивается в ценообразование в разных сферах: ограничивал цены на газ для населения, пытался справиться с подорожанием продуктов питания, а сейчас вводит граничную надбавку к средней розничной цене дизтоплива и бензина. Инициатором последнего решения был Зеленский, говорят собеседники на топливном рынке.

5. МВФ на длинной паузе и откат реформ

Ограничение цен на газ – одна из причин безрезультатного завершения последней миссии МВФ. Украина почти год не может получить второй из пяти траншей антикризисной программы от Фонда (все пять в сумме $5 млрд планировались до конца 2021-го).

Основные проблемы – упомянутое вмешательство в рынок газа, ступор в судебной реформе (один из камней преткновения – роль иностранных наблюдателей в Высшем совете юстиции), откат реформы корпоративного управления на примере “схемного” увольнения главы Нафтогаза.

6. СНБО вместо прокуратуры и суда

В мае 2020 года Владимир Зеленский назначил экс-президента Грузии Михеила Саакашвили главой Исполнительного комитета реформ, который переименовали в Офис простых решений и результатов.

Пока у структуры не так много достижений (она, в частности, работает над законопроектами о накопительных пенсиях и новой версией налога на выведенный капитал), за “простые решения” неожиданно стал отвечать Совет национальной безопасности и обороны.

На счету Совета – санкции против “топ-пропагандистов” и “воров в законе”,  бизнеса Виктора Медведчука, участие в разработке “закона об олигархах”, в возможных планах – решения против облгазов Дмитрия Фирташа.

От Ермака до Гетманцева. К кому прислушивается экономист Зеленский

“Мы точно не будем внедрять в нашей стране чью-то экономическую теорию и ставить эксперименты. Единственный “изм”, который мы исповедуем, – это прагматизм”, – сказал в комментарии LIGA.net глава налогово-финансового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев в ответ на вопрос об экономической политике в нынешней власти.

Кто формирует эту политику? Ключевых людей в этой системе немного.

Владимир Зеленский. Сразу несколько собеседников LIGA.net, участвующих в разработке экономических законопроектов, отмечают, что Зеленский ограниченно занимается повесткой в экономике. Но все же она ему интересна. Особенно моменты, где речь идет о влиянии на рейтинги среди избирателей.

“Он концентрируется на внешней политике и кадровых вопросах, на глубокое погружение в экономику просто не хватает времени, – говорит один из собеседников, участвовавший в разработке нескольких экономических законопроектов. – Но важные законопроекты проходят через президента лично. Например, когда ему принесли ряд проектов об амнистии капиталов, он указал на правильный вариант с самыми обоснованными цифрами”.

Что действительно волнует президента – кадры. Решения принимаются в очень ограниченном кругу людей. Например, Кабмин Шмыгаля Зеленский обсуждал только с руководителем Офиса президента (Андреем Ермаком) и первым помощником (Сергеем Шефиром), рассказывал тогда собеседник в руководстве Слуги народа.

В Офисе президента за экономику отвечает заместительница Ермака Юлия Свириденко. В некоторых случаях важную роль играют советники Зеленского Олег Устенко и Ермака – Тимофей Милованов. Их, в частности, привлекают, когда нужно проанализировать принятые Радой законы перед тем как их подпишет президент. Например, таким образом он ветировал закон №1049 о едином счете для уплаты налогов и сборов – из-за так называемой  “табачной правки”, рассказывает один из соавторов проекта.

Текущие экономические “проекты” президента – “закон об олигархах”, а также выполнение предвыборного обещания о Налоге на выведенный капитал и договоренности с МВФ.

“Зеленский все же понимает, что не слушать МВФ нельзя, иначе нам придется одалживать деньги гораздо дороже, – отмечает собеседник LIGA.net среди авторов одного из проектов. – Если бы не это, НнВК давно бы ввели, поскольку это хорошо для рейтингов”.

Подготовку важных реформ, таких как НнВК, президент доверяет Офису простых решений Саакашвили, который занимался еще одной важной реформой – обязательными накопительными пенсиями и в целом работает над несколькими десятками законопроектов.

Какие у президента экономические взгляды?

Частично ответ проявился во время отставки главы НБУ Якова Смолия летом 2020 года. Тогда собеседник LIGA.net из президентской фракции Слуга народа перечислял следующие пункты из экономической парадигмы Зеленского: “Деньги – кровь экономики, их нужно больше; сушить экономику нельзя; курс чуть опустить”.

Денис Шмыгаль. Премьер-министр – “аутсорсер”, которому Зеленский доверяет решение экономических вопросов. Преимущество Шмыгаля – он не склонен к самопиару и поддерживает мнение президента и некоторых влиятельных депутатов, что государство должно быть рулевым в экономике, особенно во время кризиса.

У Шмыгаля также есть своя группа помощников – Центр экономического восстановления. Исполнительный директор центра Кирилл Криволап – советник Шмыгаля, он помогал с созданием правительственной Стратегии-2030. Другие фаундеры этой структуры – Анатолий Амелин (Украинский институт будущего), Андрей Длигач (Advanter Group), Владимир Власюк (Укрпромвнешэкспертиза).

Даниил Гетманцев и Галина Третьякова. Главы налогово-финансового и социального комитетов Рады – наиболее влиятельные депутаты экономического блока парламента. Доверием ОП также пользуются менее статусные Дмитрий Наталуха (экономический комитет) и Андрей Герус (энергетика).

Кто главный в этой системе принятия ключевых для экономики решений: Кабмин или Верховная Рада?

“Конституция об этом не говорит. Реализация политик возложена на Кабмин. А вот формирование, на мой взгляд, – это Верховная Рада”, – сказала LIGA.net Третьякова.

Какими экономическими изменениями намерена заняться ВР? Гетманцев в комментарии LIGA.net выделил следующие направления:

– детенизация;

– поддержка развития промышленности, отраслей с высокой добавленной стоимостью;

– поддержка высокотехнологичного экспорта и защита отечественного производителя;

– привлечение инвестиций;

– качественная судебная система, развитая инфраструктура.

“Формула Кейнса” для Зеленского и его рейтингов

Что же об “экономической доктрине” Зеленского-Шмыгаля думают экономисты? Общих выводов два: украинское правительство не имеет четкой идеологии в развитии экономики, а президента больше интересуют рейтинги, чем долгосрочные экономические цели.

Почему так? Есть несколько наблюдений.

“Эклектическая и противоречивая”

Так экономисты описывают экономическую политику украинских властей.

В ней можно одновременно увидеть инициативы большой приватизации и попытки привлечения иностранных инвесторов (проект “инвестняни”), а также борьбу с олигархами, которые соседствуют с такими идеями, как “раскачать курс, “подогреть инфляцию”, “реформировать” Нацбанк и Нафтогаз, указывает аналитик Concorde Capital Евгения Ахтырко.

У президента при этом остаются проблемы с пониманием макроэкономических взаимосвязей, считает исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский. “”Пример – одновременно пытаться удешевить кредиты для бизнеса и ипотеку для граждан, и уклоняться от договоренностей с МВФ, успешная программа с которым позволила бы устойчиво снизить ставки”, – поясняет он.

Зависимость Украины от внешней поддержки добавляет хаоса в экономической политике. “Есть явное желание разных групп влияния превратить государство в дойную корову, как это было во времена Януковича, – говорит Ахтырко. – С другой стороны, геополитическая ситуация не позволяет властям полностью подчиниться этим интересам и игнорировать пожелания западных партнеров”.

Рейтинги – главный экономический KPI

Можно ли считать экономическую политику украинских властей скорее левой, чем правой? Единственный четкий ответ – она сильно ориентируется на реакцию потенциальных избирателей, полагает Вышлинский.

“Я не вижу у правительства Шмыгаля системной левой идеологии. Скорее, оно склонно к ручному управлению для достижения краткосрочных политических целей, – говорит он. – Показательные примеры – установление потолка цены на газ, договоренности с сетями АЗС, когда власти пытались не допустить потери доверия граждан из-за роста цен. То же самое касается кадровых назначений в правительстве и на госпредприятиях”.

Борьба с ценами – красноречивый пример ориентации властей на рейтинги. “”Когда инфляция была низкой, вопросы экономики не особо беспокоили президента, – отмечает эксперт Case Украина Евгений Дубогрыз. –  Сейчас наоборот – это важный приоритет”.

До пандемии президент пытался строить имидж автора больших проектов для перезапуска экономики – Большое строительство, 5-7-9, доступная ипотека. Но коронавирус спутал карты: использование денег из ковидного фонда на дороги, больше навредило рейтингам властей, чем наоборот, добавляет Ахтырко из Concorde Capital.

Зеленский выбирает бизнесменов и популизм

Важная черта Зеленского, влияющая на общую экономическую политику властей, – будучи выходцем из среднего бизнеса, в целом он склонен поддерживать предпринимателей, говорит Вышлинский из ЦЭС.

“Особенно это проявилось в период пандемии, когда в поисках баланса между интересами здравоохранения и бизнеса Зеленский часто склонялся к более либеральной модели карантина, а также настаивал на господдержке пострадавших предпринимателей”, – поясняет он.

Вместе с тем, президент не готов обеспечивать повышенные госраходы за счет увеличения налогов и ужесточения администрирования. “Результат – раздувание бюджетного дефицита. То есть это просто популизм”, – считает Вышлинский.

Зеленский и “формула Кейнса”

“”Мне кажется, Зеленский принадлежит последнему поколения людей, которые автоматически ставят знак равенства между словами “государственный”, “качественный”и “хороший”, – полагает Дубогрыз из Case Украина.

Попытки увеличить роль государства во всем – следствие того, что у президента до сих пор нет понимания, кто наполняет бюджет (не олигархи, а простые украинцы своими налогами), добавляет он.

“Возможно, кто-то презентовал президенту “кейнсианскую формулу” Y=C+I+NX+G (Валовый национальный продукт = Частное потребление + Инвестиции + Чистый экспорт + Госрасходы. – Ред.), и сформировал убеждение, что простым повышением G можно ускорить экономический рост”, – допускает Дубогрыз.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here