Домой Бизнес КЗоТ застопорили развитие трудовых отношений. Но мы уже давно не

КЗоТ застопорили развитие трудовых отношений. Но мы уже давно не

0

Трудовое законодательство почти всех стран формируется исторически и является одной из самых консервативных отраслей права.

В Украине регулирования трудовых отношений осуществляется Кодексом законов о працюУкраины (КЗоТ), который был принят еще в советское время. С тех пор произошло много изменений в обществе и экономике стран, поэтому, срочное реформирование трудового законодательства – не актуально.

В связи с этим в Верховную Раду был подан проекты законов, которыми предлагается внесение изменений в КЗоТ:

5371 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты по упрощению регулирования трудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства и уменьшение административной нагрузки на предпринимательскую деятельность” и №5388 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по дерегуляции трудовых отношений”.

Изменения предлагаются этими законопроектами, и осовременят они сферу трудовых отношений в Украине?

Проект закона №5371

Этот законопроект предлагает сохранить регулирования трудовых отношений через договорный режим при сохранении трудовых прав и социальных гарантий работников.

Договорный режим планируется применять к трудовым отношениям, возникающие:

или между работником и работодателем, который является субъектом малого или среднего предпринимательства с численностью работников за отчетный период (календарный год) не более 250 человек; или между работодателем и работником, размер заработной платы которого составляет в месяц более восьми размеров минимальных заработных плат. Сейчас минимальная заработная плата составляет 6000 гривен, так что при принятии законопроекта будет возможным применение договорного режима в случае, если заработная плата работника составляет более 48000 гривен.

Стороны трудовых отношений будут вправе решать самостоятельно или использовать договорный режим или нет.

Если стороны трудовых отношений будут применять договорный режим, то ведение любой кадровой документации по вопросам, урегулированным трудовым договором, станет не обязательным. В этом и заключается существенное упрощение регулирования трудовых отношений. Сейчас работодатели должны оформлять десятки кадровых документов, чтобы соответствовать требованиям законодательства о труде.

Следовательно, сущность договорного режима заключается в определении именно трудовому договору индивидуальных условий труда, которые устраивают и работника, и работодателя.

В связи с этим, в законопроекте предлагается установить значительное количество существенных условий трудового договора. Например:

дата вступления в силу трудовому договору, а в случае заключения трудового договора на определенный срок – срок действия договора и условия его возобновления. функциональные обязанности работника. Таким образом, будет не обязательным составлять должностную инструкцию. условия оплаты труда работника, доплаты, премии, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты. продолжительность рабочего времени, работы в ночное время, порядок и размеры оплаты работы в сверхурочное время, в праздничные, нерабочие и выходные дни. режим труда и отдыха, порядок предоставления отпусков в соответствии с законодательством, продолжительность оплачиваемого отпуска, порядок и размеры их оплаты. сроки уведомления о прекращении трудового договора, размер компенсационных выплат в случае досрочного прекращения трудового договора по инициативе работодателя. порядок и форма обмена информацией между работодателем и работником об условиях трудовых отношений. Такой обмен может осуществляться с помощью, в том числе, электронной связи. порядок и сроки уведомления работника об изменении существенных условий труда (в случае их ухудшения). условии неразглашения коммерческой тайны, обеспечения защиты интеллектуальной собственности и использования объектов авторского права и ответственность за их нарушение и тому подобное.

Проект закона №5388

Этот законопроекта направлен на дерегулирование трудовых отношений.

В чем, собственно, на задумку авторов заключается такая дерегуляция? Можно выделить несколько важных блоков, предлагается реформировать:

Придание роли профсоюзов в работе предприятием

Если проанализировать трудовое законодательство стран с развитым профсоюзным движением, в одном законодательстве не найдется обязанность работодателя согласовывать увольнения работников с профсоюзом и обязанности согласовывать с профсоюзом рабочее время, график сменности и отпусков, сверхурочные работы, работы в выходные дни и тому подобное. Положение КЗоТ, предусматривающие указанный обязанность работодателя, является архаичными и не соответствуют современным условиям труда.

Законопроектом предлагается исключить положения КЗоТ о получении согласия профсоюза при расторжении трудового договора с работником, который является членом такого профсоюза.

По предоставлению профсоюзом разрешений на сверхурочную работу и работу в выходные дни, то вместо разрешения планируется ввести информирование профсоюза о такой работе. Эти вопросы будут решать работник с работодателем, на взаимовыгодных условиях.

Составление правил внутреннего трудового распорядка, графиков работы предприятия и графиков отпусков станет необязательным, таким образом, при их отсутствии профсоюз не будет их согласовывать.

Но без внимания законопроекту остались вопросы суммированного учета рабочего времени и внедрение, замены и пересмотра норм труда, которые сейчас требуют согласования профсоюза.

Расширение оснований применения срочного трудового договора

Законопроектом предлагается дополнить КЗоТ статьей 231, которая будет предусматривать особенности заключения и прекращения срочного трудового договора. В общем статья 231 КЗоТ предусматривает тринадцать оснований заключения срочного трудового договора, большинство из которых так или иначе была предусмотрена законодательством или применялась на практике. Привлекают внимание такие основания заключения срочного трудового договора, как:

– для выполнения работ, связанных с временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг соответствующим предприятием, учреждением, организацией;
– с руководителем, его заместителем, председателем и членами наблюдательного совета и / или исполнительного органа юридического лица, с руководителем представительства иностранного юридического лица;
– по инициативе работника.

Следует заметить, что срочный трудовой договор будет заключаться на срок не более пяти лет.

Обновления главы о материальной ответственности работников

Авторы законопроекту переписали положения главы ИХ, которая регулирующего материальную ответственность работников.

Большинство изменений касается закрепления на законодательном уровне положений, которые уже были сформированы судебной практикой. Например, вместо понятия “прямой действительный ущерб” планируется ввести понятие “прямой действительный материальный ущерб”, что на практике применялся при рассмотрении трудовых споров.

Но наряду с этим предлагаются изменения, которые являются новеллами для законодательства Украины:

– применение полной материальной ответственности к работнику вследствие разглашения государственной тайны, коммерческой тайны и иной охраняемой законом информации и
– ущерба недостачей, уничтожением или повреждением оборудования и средств, предоставленных в пользование работнику для выполнения работы по трудовому договору о дистанционной работе или о надомной работе.

Исходя из вышеизложенного – принятие законопроектив №5371 и №5388 – объективная необходимость. Их реализация будет формировать благоприятные условия для стимулирования развития рынка труда и создаст предпосылки для снижения уровня “теневой” занятости.

Статьи, публикуемые в разделе “Мнения”, отражают точку зрения автора и могут НЕ совпадать с позицией редакции LIGA.net

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here