Домой Бизнес На пути к Зеленому курса. Может ли Украина позволить себе

На пути к Зеленому курса. Может ли Украина позволить себе

0

В 2019 году Еврокомиссия заявила о планах ввести Свами (Carbon border adjustment mechanism или механизм углеродного корректировки на границе) как часть Европейского зеленого курса. В основе Свами идея, что следует дополнительно “обложить” продукцию, производство которой связано со значительными выбросами парниковых газов.

Это должно стимулировать производителей модернизировать свои производства и сделать их более экологичными. Понятно, что для отдельных предприятий, отраслей и стран, Свами означает миллиарда долларов США на модернизацию, поэтому обсуждение финального формата применения механизма – более горячая тема. И Украина одной из первых стран-партнеров ЕС включилась в диалоги о привлечении к политике Зеленого курса.

Почему это для нас так важно?

Европейский зеленый курс открывает много возможностей для экономического роста и защиты окружающей среды. Для того, чтобы воспользоваться этими преимуществами, правительственная команда сегодня тесно работает с европейскими партнерами.

Скажу откровенно – меня поражает масштаб запланированных Евросоюзом шагов ради амбициозного зеленого перехода: сокращение выбросов парниковых газов на 55% к 2030 году и климатическая нейтральность к 2050 году. Так, сегодня странам ЕС трудно отказываться от угля, газа и нефти, поэтому впереди будут сложные переговоры на уровне правительств и парламентов. Но после всех встреч нет сомнения относительно необратимости курса Евросоюза на достижение климатической нейтральности.

Здесь есть вызовы для Украины. Один из крупнейших – Свами может стать торговым барьером для промышленников-загрязнителей. Евросоюз же рассматривает Свами, как своеобразный стимул больше инвестировать в екомодернизацию предприятий. И это понятно, ведь сдерживать изменение климата самостоятельно ЕС не сможет, тратя при этом колоссальные ресурсы на декарбонизация собственной экономики.

Хорошо, что украинский бизнес все больше просчитывает возможные риски, декларирует или уже даже начинает внедрять технологии для достижения долгосрочной цели – климатической нейтральности своих компаний.

С учетом масштаба вопрос, правительство намерено поддерживать бизнес в процессах декарбонизации, что соответствует долгосрочной цели Украины по достижению климатической нейтральности. Впрочем, наша позиция заключается в том, что Евросоюз должен учитывать соответствующие амбиции и цели каждой страны.

Как формируется позиция Украины по свами?

Для учета наших реальных возможностей для «озеленения» и формирования соответствующей переговорной позиции с Еврокомиссией по применению в Украину с Вами, мы создали правительственную рабочую группу, которую я возглавляю и куда вошли представители министерств по экономике, энергетике, финансам и окружающей среде.

Сегодня мы держим постоянный контакт с разработчиками новых “зеленых” политик в ЕС. В ходе предварительной Совета ассоциации Украина-ЕС наша команда обсудила возможные форматы Свами с еврокомиссаром по экономике Джентилони, который отвечает за разработку этого механизма. Нас воспринимают как страну-партнера, поэтому Украина получает необходимую информацию о развертывании Зеленого курса, на базе которой мы просчитываем экономическое влияние европейской зеленой политики на Украине.

Мы уже провели в Брюсселе два очень успешных раунда переговоров по CBAM. Первый – на политическом уровне, в рамках специального диалога по Европейской зеленой соглашения и “зеленого” перехода Украины, где презентовали нашу аргументацию по CBAM.

Второй – на техническом уровне с непосредственными разработчиками CBAM, генеральным директором Директората Еврокомиссии по налогообложению и таможенного союза (DG TAXUD) Герасимос Томасом и его командой.

И для коллег из ЕС, и для нас – это вызов, потому что в таком формате это первый раз, когда встречаются эксперты по международной торговле и климатические специалисты для детального обсуждения механизма. Именно такая комбинация экспертизы очень скоро будет крайне востребована.

Как предполагают вводить Свами?

В начале CBAM будет “мягким” с простой структурой, но Еврокомиссия планирует постепенно расширять его на новые товары и уменьшать бесплатные разрешения на выбросы для своих производителей.

Ожидается, что с Вами будет охватывать область электроэнергетики и отдельные сырьевые сектора, из которых металлургия является наиболее уязвимой для нас.

Кроме того, вероятно, что Свами будет нацелен на отдельные компании, а не на страны. Таким образом, механизм пытаются запустить в соответствии с правилами ВТО и поддержать бизнес, инвестирует в защиту окружающей среды и климата.

Преференциальный режим в рамках Свами еще обсуждается, окончательное решение будет за Европарламентом. В то же время, решающее значение в получении преференций будет зависеть от климатической политики страны и цены на СО2 – то по системе торговли выбросами, или в форме углеродного налога.

Также не забываем, что Свами является лишь вершиной айсберга и частью пакета законодательных инициатив “FIT for 55”, что направлено на достижение сокращения выбросов от сжигания нефти, газа и угля на 55% 2030 года. И просчеты Свами должны учитывать в комплексе еще и последствия снятия субсидий и повышение энергетических налогов в ЕС, что приведет к стимулированию энергоэффективности и развития зеленой генерации.

Более того, на встречах в Брюсселе мы подняли очень важный для Украины вопрос – как Еврокомиссия будет учитывать климатические политики других государств. Наша команда дала предложения и согласились совместно работать над методом определения их эквивалентности, которые сейчас в процессе разработки. Предлагаю нашим интеллектуальным центрам также участвовать в этой работе и присылать свои предложения в Правительство.

В ответ мы получили сигнал, что кроме работы в рамках Соглашения об ассоциации или Энергетического сообщества, лучшей стратегией, которая позволит претендовать на “особый режим”, будет амбициозный Национально определенный вклад, внедрение системы торговли выбросами и развитие архитектуры климатического управления.

Так или иначе, но каким будет с Вами, станет известно, когда эти предложения Еврокомиссия подаст в Европарламент, где и будет решаться его судьба. За инициативу голосовать в 2022 году, а работать она начнет с 2023 года.

Из этого понятно, что время еще есть, но его не много и всем нам надо мобилизовать усилия и ресурсы. По крайней мере мы точно знаем, что в ЕС нас слышат и прислушиваются. А остальное – зависит от нас.

Статьи, публикуемые в разделе “Мнения”, отражают точку зрения автора и могут НЕ совпадать с позицией редакции LIGA.net

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here