Домой Бизнес В пролете все. Что получит Украина от закрытия неба Беларуси?

В пролете все. Что получит Украина от закрытия неба Беларуси?

0

после экстренной посадки с истребителем в Минске самолета авиакомпании Ryanair и задержки журналиста Романа ПротасевичаНа Беларусь посыпалась целый ряд запретов на полеты – со стороны стран ЕС, Великобритании и Украины.

Часть европейских авиакомпаний вместо Беларуси выбрали для транзита Украина.

Однако на этом хорошие новости для украинской авиаотрасли заканчивается. Платить за диктаторский режим в соседней стране придется не только белорусам, но и украинском.

Беларусь под запретом

24 мая поздно вечером лидеры 27 стран-членов Европейского Союза приняли политическое решение запретить пролеты самолетов из стран ЕС над Беларусью и прекратить авиасообщение белорусских авиакомпаний с территорией Евросоюза.

Также Европейский совет обратилась в Совет ЕС с просьбой подготовить дополнительные санкции против физических и юридических лиц, причастных к задержанию в Беларуси оппозиционного журналиста Романа Протасевича и его девушки Софии Сапеги.

Осуществлять транзит через территорию страны европейским авиакомпаниям не запретили, однако в ЕС дали рекомендацию “избегать пролета над Беларусью”.

#EUCO leaders acted forcefully in response to the outrageous actions of the Belarus regime.

We are closing our airspace to planes from Belarus & call on EU airlines not to fly over the country.

Further economic sanctions will be presented soon.
https://t.co/1FmbkdY1tw

– Ursula von der Leyen (@vonderleyen) May 24, 2021

Примечательно, что часть авиакомпаний начали это делать самостоятельно сразу после инцидента. Так, например, свои маршруты изменили авиакомпании Lufthansa (Германия), AirBaltic (Латвия), Finnair (Финляндия), Air France (Франция), SAS (Швеция), Avia Solutions (Кипр), Wizzair (Венгрия), KLM (Нидерланды) и LOT (Польша), свидетельствуют сервисы отслеживания пассажирских перелетов.

Кроме того, еще до решения ЕС запретить прибытия в и отбытия из страны самолетов, маршрут которых проходит над территорией Беларуси, решила Литва.

Позже подобное решение приняла Великобритания: правительство посоветовал британским компаниям избегать пролетов над Беларусью, а авиакомпании Belavia – запретил полеты в страну.

Украина присоединяется

24 мая о намерении запретить авиасообщение с Беларусью по инициативе президента Зеленского заявила и Украина. На внеочередном заседании 25 мая украинский правительство принял соответствующее решения.

С 00 ч. 00 мин. 26 мая 2021 прямые перелеты между городами Украины и Республики Беларусь – прекращаются. Транзит белорусских авиакомпаний в украинском небе разрешен, зато Украины наложила прямой запрет для украинских авиакомпаний на выполнение полетов в воздушном пространстве Беларуси.

Решение Украины о запрете полетов “направлено на обеспечение безопасности полетов и пассажиров”, пояснил премьер-министр Денис Шмыгаль.

По словам министра иностранных дел Дмитрия Кулебы вследствие этого решения прибыли Украина даже возрастут:

“Авиакомпании Европейского союза и других стран мира, которые ранее пролетали над Беларусью и платили в ее бюджет соответствующие средства, отныне будут пролетать через Украину и соответственно платить транзитные средства нашем государстве”, – пояснил Кулеба в комментарии радио Свобода.

Для белорусских авиакомпаний фактически закроется весь западное направление, запрет Украины ограничивает для белорусов движение на юг. Доступными фактически останутся только транзит через Украину и восточное направление.

Согласно данным трекингового сервиса Flight Radar 24, по состоянию на утро 25 мая во небе над Беларусью почти не осталось самолетов.

Так, например, согласно данным трекера, немецкая авиакомпания Lufthansa вчера облетала Беларусь именно через Украину.

“Украина готова со своей стороны оказать максимальную поддержку государствам и частным компаниям в процессе перестройки маршрутов через наше воздушное пространство”, – уже заявил министр инфраструктуры Александр Кубраков.

Сколько потенциально может получить Украина? По словам Авиаэксперты Кирилла Новикова, Беларусь является одним из основных авиахабив на пути в Россию в другие страны Европы, почти треть всех рейсов из России пролетают как раз над Беларусью, в том числе европейских.

Минусы: лететь на север станет дороже, авиакомпании потеряют

Впрочем минусов от ситуации с Беларусью для Украины может оказаться больше, чем потенциальных выгод, объясняют Авиаэксперты.

“Любые ограничения воздушного пространства в приграничной стране всегда имеют отрицательный эффект: это создает определенные неудобства для украинских авиакомпаний, ограничивает возможности для граждан”, – объясняет Долинце.

Согласно данным Украэроруха, на ближайший летний сезон в Беларусь четыре раза в неделю планировала летать украинская авиакомпания “Мотор Сич”.

Еще 61 рейс в неделю из украинских городов в Минск должна была осуществлять белорусская авиакомпания Belavia. В прошлом году Belavia выполнила в Украине около 10 600 полетов или 7,5% от всего авиапотока Украины, свидетельствуют данные авиакомпании, передает avianews.

Поэтому потенциально в связи с запретом поступления от этих полетов Украэрорух может потерять.

Еще одно поле для потенциальных потерь – авиакомпании, которые вынуждены будут облетать Беларусь.

“Облет – это всегда потери авиакомпаний, но через эти потери – уменьшение поступления от их налогов, полет станет длиннее, билеты подорожают”, – объясняет Новиков.

Прежде всего постаждають авиамаршруты из Украины на север – в страны Балтии и Скандинавии, говорят эксперты.

Из украинских авиакомпаний через Беларусь туда летает МАУ – из Киева в Вильнюс, Хельсинки и Вааса (Финляндия). Также воздушное пространство Беларуси для полетов из стран Балтии используют airBaltic, Ryanair и Wizz Air.

По словам Долинце, продолжительность полета из Украины по этим направлениям увеличится в среднем на 30-60 мин. Стоимость билетов при этом может вырасти на 10-20 евро.

В МАУ уже заявили, что решение прекратить авиасообщение с Беларусью является политическим и не касается рисков для безопасности полетов. В компании добавили, что решение правительства о запрете полетов над Беларусью выполнять, однако авиасообщение компании в северных городов придется пересмотреть.

Еще одним неизбежным следствием запретов станет изменение хабов, рассказывает Долинце.

“Не секрет, что после запрета прямого авиасообщения между Украиной и РФ, Минск стал основным центром для его обеспечения”.

Теперь украинском, которые все же летали в Россию через Минск, придется перестраивать маршрут через Варшаву, Кишинёв или страны Балтии, прогнозирует эксперт. Или переориентироваться на автомобильный и в перспективе железнодорожный транспорт.

Читайте также: прерваны полет. Когда и для кого разворачивалы самолеты. 7 историй

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here